endpopov@endpopov.ru
Россия, г. Москва (ЦАО) 119002
Персональная выставка Ендальцевой Светланы. Рецензия кандидата наук
03.03.2014

Персональная выставка Ендальцевой Светланы

"Город, движения, лица"

...в каждом городе есть свои окна...а движения внутри них...создают разные лица

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА КАРТИН

ХУДОЖНИКА ‒ ФОТОГРАФА СВЕТЛАНЫ ЕНДАЛЬЦЕВОЙ

 «ГОРОД, ДВИЖЕНИЕ, ЛИЦА»

Рецензия

Кандидат педагогических наук,

доцент, член Центрального

Дома ученых Российской

Академии Наук

Екатерина Голова

 

Работы, представленные на выставке, вполне оправдывают многозначное название ‒ «Город, движение, лица». Выставка остаётся в душе и в мыслях. Картины кажутся не нарисованными, а брошенными на полотно прямо из души. Глядя на них, не приходит в голову думать о технике, о стиле, о каких-то сходствах с чем-то реальным.

         Движение в картине – выразитель времени. С помощью света художник в картине выделяет главное: свет пульсирует на лицах и руках, трепещет в воздухе, приводит все в движение.

        В картине-иллюстрации  произведения Сент-Экзюпери «Маленький принц» ‒ «Дружба», выбраны те моменты в литературном  повествовании, которые позволяли наиболее полно раскрыть характер героев. Среди мироздания – тихий маленький принц. Он живёт в вихре космического мира и не страшится его,  умеет дружить, его мысли и чувства все  дальше, выше.

        Проживая жизнь, человек постоянно сталкивается с различными символами. События и факты, обыденность часто приобретают новую реальность благодаря наделению этой обыденности новыми скрытыми свойствами, если в картине жизни появляется что-то еще, помимо ее непосредственного и очевидного значения, то эта картина наделена символизмом. Одного чувственного восприятия для понятия символа недостаточно, восприятие символа происходит через абстрагированное мышление.

        Триптих «Сердцеед». Раскрытие смыслового содержания символа может быть бесконечным.  В картинах именно те знаки, которые на взгляд художника соответствуют более полному «литературному» раскрытию сюжета.

        «Лепестки роз». Постепенно вглядываясь в картину,  останавливаешь взгляд на танцующих девушках. Светлана  работает широкими смелыми мазками, при этом  подчеркивает те немногие детали, которые по её замыслу  способствуют созданию лирического художественного образа.

        «Иллюзия».  Художник,  воспроизводя сюжет картины, видит за ними реальную жизнь, поддается иллюзии и действует в изображенном мире так же, как и в действительном и даже более свободно и уверенно, так как здесь все буквально в его руках.                    

         «Три стихии. Воздух. Огонь. Вода». Стихия огня олицетворяет движущую жизненную силу, активность, настоящее время. Вода олицетворяет прошлое, а воздух ‒ будущее. Глядя на картину, видишь вспышки огня, движение воды, порывы ветра.

        Картине доступно многое. Не теряя своей образной специфики, она может стать эпическим повествованием и драматическим действием, лирической новеллой и возвышенной симфонией.

        «Знак Водолея». Эта работа соответствует творческим исканиям Светланы Ендальцевой. Картина привлекает своеобразным изображением её персонажей. Темпераментно нанесенные краски неотделимы от формы предметов, потому что каждый мазок является цветом, светом и одновременно передает их фактуру.Художник направляет свой прожектор  во тьму прошедших веков и там освещает события минувших времен.

        Городские пейзажи ‒это особо дорогие сердцу русского человека места, дающие то глубокое чувство Родины, которое впитано с молоком матери.

       «Храм Христа Спасителя» ‒ монументальность собора неожиданно контрастирует с темной массой воды. Дуга моста над водой, сжатой гранитом. За рамками полотна зрителем угадывается масштаб и мощь большого города.   

        «Крутитское подворье». Несмотря на небольшой формат холста и обобщенность трактовки, деликатно проработаны детали.

        «Арбат».  Этюд  «Китай город». Атмосфера, навеваемая воспоминаниями и удовольствием, ожидание встречи с чем-то приятным.  Ничто не может иллюстрировать историю своего народа лучше живописи его художников. Окружающее нас и есть часть искусства, которое вдохновляет художников на их творения.

        «Парк культуры. Осень». Немногословный колорит работы, стирающиеся контуры и грани предметного мира, придают холсту тонкую поэзию, ноты грусти и мелодичности.

        Яркие краски выделяют  картину «Закат». Солнце для автора ‒ не только возможность интересной и неожиданной игры с цветом и формой.       Локальные цветовые пятна дробятся на холсте, что способствует оптическому смешению цветов, заставляет их «вибрировать». Состояние легкой романтической грусти, ощущение неотвратимости приближающейся осени.

          В движении, в конкретном действии выявляется глубина явлений и человеческих характеров. И портрет лишь тогда удачен, когда живописец раскрывает переживания, движение мысли, переменчивость или постоянство характера, когда мы догадываемся о происхождении, профессии, привычках изображенного и даже о его будущем.

        Этюды «Ксения у воды», «Портрет Марии» ‒ передают глубину чувств и настроение изображаемого человека.Портретный образ есть результат взаимодействия портретиста и модели. Зритель, глядя на портрет, знакомится не только с изображенным человеком, но и с самим художником.

        Зафиксировать, остановить движение можно разными способами. Фотографии позволяют коснуться еще одной формы раскрытия движения. Речь идет о создании фото-композиции, рассчитанной на длительное восприятие. В такой композиции зритель замечает все новые и новые подробности, словно путешествуя во времени.

         Фотографический раздел выставки знакомит с работами, которые сразу же привлекают внимание зрителей неповторимым своеобразием, увлеченностью и любовью к самым будничным сюжетам, отражающим жизнь простых людей: «Движение вверх», «Млечный путь», «Баскетбол», «Движение воздуха».   

         Трогательно и грустно открывается мир на фото «Другая история. Рим», «Венеция».

         «Красная Москва».Фотоработы передают атмосферу и очарование города, помогают посмотреть на обыденное иными глазами, оглядеться по сторонам и увидеть – красивое рядом.

        Через фотоснимки наиболее полно раскрывается внутренний мир личности: «Движение танго», «Движение Света и Тьмы», «Движение двух незнакомых», «Движения пятен», «Движение ‒ Вера». Из нашей стремительной жизни выхватывается замечательное мгновение, которым можно любоваться и наслаждаться. И хочется сказать, посмотрев на фотоснимки: «Ты можешь танцевать везде, если танец живет в твоем сердце!»

         В фотоработах Светланы появилось новое дыхание и глубина восприятия окружающего мира.

         Искусство ‒ это часть жизни, и вслед за происходящими в ней изменениями, меняется содержание и проблематика работ художника. Живопись ‒ вложенное в краску чувство. Прикосновение к краске на палитре  уже вхождение в тайну.

         Светлана Ендальцева ‒ актуальный художник, получивший классическое образование, но в своей художественной практике иначе решающий пластические задачи, по-иному работающий с формой.  Её работы передают ощущение и мысль, состояние человека их создающего.

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через:

    Выставка Ендальцевой Светланы "Город, Движения, Лица"